Русский Шансон - лучшая музыка в MP3! » Разное » Частный базар » История одной песни

Страниц (1): [1]
 

1. anatc - 18 Августа, 2015 - 09:55:02 - перейти к сообщению
Профессиональный преступный мир, помимо бандитов, жуликов и воров, традиционно включает в себя представительниц первой древнейшей профессии. По специфике своей деятельности они, как ни крути, тесно связаны с криминалом. Но отношение к жрицам любви в обществе и преступном мире в разные времена было разным, что отразилось и в блатных песнях. Популярная в 60-70-х годах песня «Блудница» — яркое тому подтверждение.

ТОРГУЮЩИЕ СВОИМ ТЕЛОМ
Общеизвестно, что проституция существовала всегда и везде. В России первые публичные дома появились в начале XVIII века и быстро достигли своего расцвета. Однако ввиду сильного развития венерических заболеваний среди солдат, офицеров и цивильных горожан число их стали ограничивать.

В начале XIX века в Петербурге, а затем и в других городах России были основаны врачебно-полицейские комитеты, надзирающие за жрицами любви. Таким образом, проституция стала «терпимой», или регламентированной. В1843 году император Николай I совершенно запретил проституцию, издав соответствующий закон. Однако большинство борделей продолжали работать в подполье. После смерти Николая I проституция вновь была легализована, но поставлена под жесткий контроль полиции.

По полицейским отчетам 1913 года в России тогда имелось 1216 домов терпимости с 17 840 проститутками и 9765 проституток-одиночек. Но это только по официальным данным, фактически их было намного больше.

После 1917 года советская власть поставила на повестку дня вопрос о полном искоренении проституции. Борьба с ней велась чрезвычайно жесткая. Только за 1925-1927 годы органами милиции были выявлены и закрыты 2228 притонов. Позже был принят специальный указ Верховного Совета СССР о борьбе с проституцией, который предусматривал весьма жесткие санкции в отношении как содержателей притонов, так и самих проституток, вплоть до тюремного заключения. В результате проституцию в СССР удалось загнать в глубокое подполье.

Но полностью уничтожить ее так и не удалось. Немалое количество молодых женщин, работая на производстве, имели хороший дополнительный доход, оказывая интимные услуги клиентам. По данным МВД, в 1950-х годах среди выявленных проституток работницы общественного питания составляли 22%, фабричные работницы — 39%, продавщицы магазинов — 18%, медперсонал — 15%, остальные принадлежали к другим профессиям.

В 70-х годах советских проституток можно было разделить на несколько основных групп. Первая — хорошо обеспеченные «дамы полусвета» (элитарные, «центровые»). Они, как правило, имели приличную работу (или справку, что работают), отдельную квартиру и сожительствовали с богатыми мужчинами определенного круга (в том числе и иностранцами) за высокую плату.

Вторую группу образовывали молодые и привлекательные женщины, которые занимались проституцией в основном в ресторанах и гостиницах. Внешне они вели благопристойный образ жизни, некоторые из них даже имели семьи, работали и считались неплохими сотрудницами. Часть таких жриц любви готовы были выехать по заказу в любое место и обслужить клиента. Посредником в таких случаях выступал сутенер.

Отдельную категорию составляли валютные проститутки — путаны, которые работали только с иностранцами и только за валюту.

Существовала и самая низшая категория проституток — вокзальные. Они отдавались за небольшую плату или даже за стакан портвейна.

ПО ТЕОРИИ ЛОМБРОЗО
Так что же заставляло представительниц прекрасного пола продавать свое тело? Некоторые социологи утверждают, что в проституцию женщин и девушек гонит нужда, неимение средств у существованию. Однако в советском обществе не существовало безработицы и нищеты. Любая женщина могла найти себе работу, которая обеспечивала бы ей прожиточный минимум, могла получить койку в общежитии или служебное жилье. Таким образом, советский опыт наглядно показал, что экономический фактор не всегда является основным в развитии проституции.

А исследования профессиональных психологов и психиатров подтвердили — чрезвычайно важным здесь являются психофизиологические особенности женщины. Как правило, все обследованные проститутки имели ненормально раннее или крайне запоздавшее наступление половой зрелости с усиленным или подавленным половым чувством. Почти все жрицы любви отличались капризным, своевольным, болезненно кокетливым характером. Крайняя лживость, лень, притуплённое чувство стыда при ослабленном восприятии основных этических норм составляли основные черты их нравственного облика.

«А ТЫ СРЕДЬ НИХ ВЛЮБЛЯЕШЬСЯ...»
Тем не менее к проституткам в СССР относились хорошо, даже с сочувствием, в традициях незабвенных Федора Достоевского, Льва Толстого и других классиков великой русской литературы. Исключение составляли лишь «валютные кошки», которых презирали за контакты с иностранцами. Песня «Блудница» демонстрирует это очень хорошо. Начинается она с развернутой и весьма образной метафоры:

В Москве ночные улицы
В неоновых распятиях,
По ресторанам блудницы
Целуются в объятиях.
Таким образом задается общий тон повествования, тема продажной любви. Затем идет представление главной героини — молодой проститутки семнадцати с половиной лет. Конечно, в наше время повального разгула педофилии этим никого особо не удивишь. Но тогда, в 60-х годах, столь юные девицы на панели появлялись крайне редко. И процесс акселерации вкупе с сексуальной революцией случился гораздо позднее. В общем, семнадцатилетняя девица в те времена считалась малолеткой.

При этом, как следует из следующего куплета, эта малолетка уже является довольно опытной проституткой. Она «снимается» в ресторанах, постоянно ночует по «чужим домам», регулярно меняя клиентов. Занимается она и оральным сексом — «...в чужих ногах валяешься в семнадцать с половиною», что в те времена являлось большой экзотикой и своеобразным символом сексуальной раскрепощенности.

Но, тем не менее, автор песни не считает ее законченной шлюхой, совершенно потерянным для общества человеком. Он предполагает, что юная проститутка оказалась на панели случайно, в силу каких-то неблагоприятных жизненных обстоятельств. И девушка мечтает встретить парня, которого полюбит и свяжет с ним всю дальнейшую жизнь.

А ты все ждешь, что он придет,
Не зная твое прошлое,
И тихо за руку возьмет,
Подумав, что хорошая.

Ему устало подмигнешь,
Прикинешься невинною,
Потом в постель ты с ним пойдешь
В семнадцать с половиною...
...Но пока это только мечты, а реальность весьма далека от них. Такая драматургия действия была очень жизненной, реалистичной, описывающей настоящую человеческую трагедию, и вызывала сочувствие слушателей.

Несложный, но выразительный музыкальный рисунок песни позволял исполнять ее под сопровождение баяна, аккордеона, а также гитары. В конце 60-х годов «Блудница» стала настоящим блатным хитом. Ее пели не только в темных подворотнях и подъездах, но даже за праздничным столом, в приличных компаниях.

В1975 году ее включил в свой постоянный репертуар подпольный бард Аркадий Северный. Кстати, ему же приписывали и создание этой песни. Позднее автором «Блудницы» стали считать актера театра и кино Алексея Свекло, выступавшего под псевдонимом Михаил Светлов. Алексей Свекло окончил ГИТИС, в 1966-1968 годах играл в Смоленском драматическом театре, затем был актером Липецкого драмтеатра. В последние годы жизни являлся актером Воронежского ТЮЗа. Актер скончался в 2008 году, но так и не предъявил своих прав на популярную песню. Поэтому вопрос об авторстве этого блатного хита пока остается открытым. Сегодня эту песню часто исполняет певец Виктор Петлюра.

«В Москве ночные улицы...»
В Москве ночные улицы
В неоновых распятиях,
По ресторанам блудницы
Целуются в объятиях.

А ты средь них влюбляешься
С глазами неба синего,
В чужих ногах валяешься
В семнадцать с половиною.

А ты и помнишь летний сад,
Где отдавалась ты не раз,
А после шла ты по Москве,
Не поднимая синих глаз.

Забыто все и прожито,
В чужих домах ночуешь ты,
Тебя зовут здесь блудницей,
И по рукам кочуешь ты.

А ты все ждешь, что он придет,
Не зная твое прошлое,
И тихо за руку возьмет,
Подумав, что хорошая.

Ему устало подмигнешь,
Прикинешься невинною,
Потом в постель ты с ним пойдешь
В семнадцать с половиною.

Москва, ночные улицы
В неоновых распятиях,
По ресторанам блудницы
Целуются в объятиях.

А ты средь них влюбляешься
С глазами неба синего,
В чужих ногах валяешься
В семнадцать с половиною. 2 раза

Андрей Никитин
ЗА решёткой, №5 - 2012 год

Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 Plus by TvoyWeb.ru
InvisionExBB Style converted by Markus®

[Script Execution time: 0.0784]     [ Gzip Disabled ]